Характеристика форм внеурочной деятельности

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы. Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников кроме учебнойв которых возможно и характеристика форм внеурочной деятельности решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность досуговое общение ; художественное творчество; социальное творчество социально значимая волонтерская деятельность ; трудовая производственная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как характеристика форм внеурочной деятельности, приобрел опыт действия. Эффект — это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали характеристика форм внеурочной деятельности его компетентности, идентичности. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. При этом упускается из виду вольно или невольночто развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации в том числе, сам ребенок достигли своих результатов. Тогда в чем же результат характеристика форм внеурочной деятельности деятельности педагога?. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности особенно в сфере воспитания и социализациилогики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. На наш взгляд, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями в основном и дополнительном образовании как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — характеристика форм внеурочной деятельности позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культураценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает или не получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергает. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» Мамардашвиликоторые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится а не просто узнаёт о том, как стать деятелем, гражданином, свободным человеком. В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной характеристика форм внеурочной деятельности. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности эффектов воспитания и социализации детейв частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности: страновой российскойэтнической, культурной, гендерной и др. Например, неоправданно предполагать, что характеристика форм внеурочной деятельности становления гражданской компетентности идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения конечно, это немало, но и не всё. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде например, в самоуправлении в классеи уж тем более в открытой общественной среде в социальном проекте, в гражданской акциито вероятность становления его гражданской компетентности идентичности существенно возрастает. Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет: во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; во-вторых, подбирать такие характеристика форм внеурочной деятельности внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; в-пятых, оценивать качество программ характеристика форм внеурочной деятельности деятельности по тому, на достижение какого результата характеристика форм внеурочной деятельности претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т. В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной характеристика форм внеурочной деятельности ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатовтак итоги их реализации на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников. Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников. В основу наших методических рекомендаций мы положили Методический конструктор внеурочной деятельности его содержательная модель представлена в Таблице 1. Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Конструктор состоит из 9 блоков по числу видов внеурочной деятельности. Каждый блок включает в себя: краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников; описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности; представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности. Ниже будет приведено описание трех блоков — познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения. С помощью Характеристика форм внеурочной деятельности конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ: комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеучебной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле использующие при этом возможности различных видов внеучебной деятельности например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».

Сформирована ли у вос­питателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов?

добавлено 23 комментария(ев)